Классическая гитара Гитаристка (около 1670 г.), Ян Вермер В средних веках основным центром развития гитары была Испания, куда гитара попала из древнего Рима (латинская гитара) и вместе с арабскими завоевателями (мавританская гитара). К XV веке получает распространение изобретенная в Испании гитара с 5-ю сдвоенными струнами (первая струна могла быть и одиночной). Такие гитары получают название испанских гитар. К XVIII веке испанская гитара в процессе эволюции приобретает 6 одиночных струн и немалый репертуар произведений. Наконец в XIX веке испанский гитарный мастер Антонио Торрес придает гитаре современные форму и размер. Гитары конструкции Торреса сегодня называют классическими. В России же более популярным становится 7-ми струнный вариант испанской гитары, получивший название "русская гитара". Электрогитара Гитара Gibson конструкции Леса Пола В XX веке в связи с появлением технологии электронного усиления и обработки звука появился новый тип гитары - электрическая гитара. В 1936 году Жорж Бошамом и Адольфом Рикенбекером, основателями компании "Rickenbacker", запатентована первая электрогитара, с магнитными звукоснимателями и металлическим корпусом. В начале 1950х американские инженер и предприниматель Лео Фендер и инженер и музыкант Лес Пол независимо друг от друга изобретают электрическую гитару со сплошным деревянным корпусом, конструкция которой сохранилась без изменений до настоящего времени. Устройство гитары Основные части Основная статья: Части гитар Гитара представляет собой корпус с длинной плоской шейкой, называемой "гриф". Лицевая, рабочая сторона грифа - плоская либо слегка выпуклая. Вдоль нее натянуты струны, закрепленные одним концом на корпусе, другим на окончании грифа, которое называется "голова" или "головка" грифа. На корпусе струны крепятся неподвижно посредством подставки, на головке грифа с помощью колкового механизма, позволяющего регулировать натяжение струн. Струна лежит на двух порожках, нижнем и верхнем, расстояние между ними, определяющее длину рабочей части струны, является мензурой гитары. Верхний порожек находится в верхней части грифа, около головки. Нижний устанавливается на подставке на корпусе гитары. В качестве нижнего порожка могут использоваться т.н. "седла" - простые механизмы, позволяющие регулировать длину каждой струны. Лады Лад (гитара) Гриф гитары с ладами и ладовыми порожками Источником звука в гитаре являются колебания натянутых струн. Высота извлекаемого звука определяется силой натяжения струны, длиной колеблющейся части и толщиной самой струны. Зависимость здесь такая - чем тоньше струна, чем короче и чем сильнее натянута - тем выше она звучит. Основной способ управления высотой звука при игре на гитаре - это изменение длины колеблющейся части струны. Гитарист прижимает струну к грифу, вызывая сокращение рабочей части струны и повышение издаваемого струной тона (рабочей частью струны в данном случае будет являться часть струны от нижнего порожка до пальца гитариста). Сокращение длины струны вдвое вызывает повышение тона на октаву. В современной западной музыке используется равномерно темперированный звукоряд. Для облегчения игры в таком звукоряде в гитаре используются т.н. "лады". Лад - это отрезок грифа с длиной, вызывающей повышение звука струны на один полутон. На границе ладов в грифе укрепляются металлические ладовые порожки. При наличии ладовых порожков изменение длины струны и, соответственно, высоты звука, становится возможным только дискретным образом. Струны Упаковки с комплектами металлических (слева) и нейлоновых (справа) гитарных струн В современных гитарах используются металлические либо нейлоновые струны. Струны обозначаются номерами в порядке увеличения толщины струны (и понижения тона), самая тонкая струна имеет номер 1. В гитаре используется комплект струн - набор струн разной толщины, подобраных таким образом, чтобы при одном натяжении каждая струна давала звук определнной высоты. Струны устанавливаются на гитару в порядке толщины - толстые струны дающие более низкий звук - слева, тонкие - справа. Для гитаристов-левшей порядок струн меняется на обратный. Усиление звука Основная статья: Гитарное усиление Электрическая гитара с гитарным усилителем Сама по себе колеблющаяся струна звучит очень тихо, что для музыкального инструмента непригодно. Для увеличения громкости в гитаре используется два подхода - акустический и электрический. При акустическом подходе корпус гитары конструируется в виде акустического резонатора, что позволяет достичь громкости сопоставимой с громкостью человеческого голоса. При электрическом подходе на корпусе гитары устанавливаются один или несколько звукоснимателей, электрический сигнал от которых затем усиливается и воспроизводится электронными средствами. Громкость звука гитары при этом ограничена только мощностью используемой аппаратуры. Возможен также смешанный подход, когда звукосниматель или микрофон применяются для электронного усиления звука акустичестой гитары. Кроме того гитара может применятся в качестве устройства ввода для синтезатора звука. Примерные характеристики Число ладов - от 19 до 24 Число струн - от 4 до 12 Мензура - от 0.5 м до 0.8 м Размеры 1.5 м х 0.5 м х 0.2 м Вес - от 1 до 10 кг Классификация гитар Существующие в настоящее время большое количество разновидностей гитар может быть классифицировано по следующим признакам: По способу усиления звука Дредноут Полуакустический арктоп Гавайская гитара Русская гитараАкустическая гитара — гитара, звучащая с помошью корпуса, изготовленого в виде акустического резонатора. Электрическая гитара — гитара звучащая посредством электронного усиления и воспроизведения сигнала, снятого с колеблющихся струн звукоснимателем. Полуакустическая гитара — комбинация акустической и электричесой гитары, когда в дополнение к полому акустическому корпусу в конструкции предусмотрены также и звукосниматели. Резонаторная гитара (резофоническая или резофоник гитара) — разновидность акустической гитары, в которой для увеличения громкости применяются встроенные в корпус металлические акустические резонаторы. Синтезаторная гитара (MIDI гитара) — гитара, предназначенная к использованию в качестве устройства ввода для синтезатора звука. По конструкции корпуса Классическая гитара — акустическая шестиструнная гитара конструкции Антонио Торреса (XIX век). Фолк-гитара — акустическая шестиструнная гитара, приспособленная к использованию металлических струн. Флэттоп — фолк-гитара с плоской верхней декой. Арктоп — акустическая или полуакустическая гитара с выпуклой передней декой и f-образными резонаторными отверстиями, расположеными по краям деки. В целом корпус такой гитары напоминает увеличенную скрипку. Разработана в 20х годах XX века фирмой "Гибсон". Дредноут — фолк-гитара с увеличенным корпусом характерной "прямоугольной" формы. Обладает повышенной по сравнению с классическим корпусом громкостью и преобладанием низкочастотных компонент в тембре. Разработана в 20х годах XX века фирмой "Мартин". По диапазону Обычная гитара — диапазон обычной гитары приблизительно совпадает с диапазоном человеческого голоса. Бас-гитара — гитара с низким диапазоном звучания, как правило на одну октаву ниже обычной гитары. Тенор-гитара — четырехструнная гитара с укороченой мензурой, диапазоном и строем банджо. Баритон-гитара — гитара с более длинной мензурой, чем обычная, что позволяет настраивать ее на более низкое звучание. Изобретена компанией "Данэлектро" в 1950-х годах. По наличию ладов Обычная гитара — гитара имеющая лады и ладовые порожки, приспособленная для игры в равномерно темперированом строе. Безладовая гитара — гитара, не имеющая ладовых порожков. При этом становится возможным извлечение звуков произвольной высоты из диапазона гитары, а также плавная смена высоты извлекаемого звука. Больше распространены безладовые бас-гитраы. Слайдовая гитара — гитара предназначенная для игры слайдом, в такой гитаре длина струны плавно изменяется с помощью специального приспособления - слайда. По стране (месту) происхождения Испанская гитара — акустическая шестиструнная гитара, появившаяся в Испании в XIII - XV веках. Русская гитара - акустическая семиструнная гитара, появившая в России в XVIII - XIX веках. Гавайская гитара (укулеле) — слайдовая гитара, функционирующая в "лежачем" положении, то есть с горизонтальным расположением струн, гитарист при этом стоит или сидит рядом с гитарой как за столом. По жанру музыки Классическая гитара — акустическая шестиструнная гитара конструкции Антонио Торреса (XIX век). Фолк-гитара — акустическая шестиструнная гитара, приспособленная к использованию металлических струн. Фламенко-гитара — классическая гитара, адаптированая к потребностям музыкального стиля фламенко, отличается более острым тембром звука. Джазовая гитара — устоявшееся название для арктопов фирмы "Гибсон" и их аналогов. Эти гитары обладают резким звуком, хорошо различимым в составе джазового оркестра, что предопределило их популярность у джазовых гитаристов 20х - 30х годов XX века. По роли в исполняемом произведении Соло-гитара — гитара, предназначенная для исполнения мелодических солирующих партий, характеризуется более резким и разборчивым звуком отдельных нот. Ритм-гитара — гитара, предназначенная для исполнения ритмичеких партий, характеризуется более плотным и равномерным тембром звука, особенно в области низких частот. По числу струн Шестиструнная гитара (6-ти струнная гитара) — гитара, имеющая шесть одиночных струн. Наиболее стандартная и распространенная разновидность гитар. Семиструнная гитара (7-ми струнная гитара) — гитара, имеющая семь одиночных струн. Применяется при исполнении русских романсов. Двенадцатиструнная гитара (12-ти струнная гитара) — ритм-гитара с 6-ю сдвоенными струнами. Прочее Гитара Добро — резонаторная гитара, изобретенная в 1928 году братьями Допера. В настоящее время "Гитара Добро" является торговой маркой принадлежащей фирме Гибсон. Тэппинговая гитара (тэп-гитара) — гитара, предназначеная для игры способом звукоизвлечения тэппинг. Гитара Уорра — электрическая тэппинговая гитара, имеет корпус аналогичный обычной электрической гитаре, допускает также и другие способы звукоизвлечения. Существуют варианты с 8, 12 или 14 струнами. Не имеет стандартной настройки. Стик Чапмена — электрическая тэппинговая гитара. Не имеет корпуса, допускает игру с двух концов. Имеет 10 или 12 струн. Теоретически возможно одновременное извлечение до 10 нот (1 палец - 1 нота). Техника игры на гитаре Гитарист играет на гитаре При игре на гитаре гитарист зажимает пальцами левой руки струны на грифе, а пальцами правой извлекает звук одним из нескольких способов. Гитара при этом находится перед гитаристом (горизонтально или почти горизонтально, со слегка приподнятым грифом) опираясь на колено либо висит на ремне, перекинутом через плечо. Гитаристы-левши переворачивают гитару грифом вправо и меняют функции рук - зажимают струны правой рукой, извлекают звук - левой. Далее названия рук приведены для гитариста-правши. Звукоизвлечение Основным способом звукоизвлечения на гитаре является пиццикато, или щипок - гитарист зацепляет кончиком пальца или ногтем струну, слегка оттягивает и отпускает. При игре пальцами различают две разновидности пиццикато: апояндо - с опорой на соседнюю струну и тирандо - без опоры. Также гитарист может с небольшим усилием ударить сразу по всем или по нескольким соседним струнам. Этот способ звукоизвлечения называется расгеадо, или удар. В русском языке распространено название <бой>. Медиатор Пиццикато и расгеадо могут исполнятся пальцами правой руки или же с помощью специального приспособления, называемого <плектр> (или медиатор). Плектр представляет собой небольшую плоскую пластину из твердого материала - кости, пластмассы или металла. Гитарист держит его в пальцах правой руки и защипывает или ударяет им струны. Во многих современных стилях музыки широко применяется способ звукоизвлечения слэп, когда струна начинает звучать от удара о ладовые порожки. Для этого гитарист либо сильно ударяет большим пальцем по отдельной струне либо подцепляет и отпускает струну. Эти приёмы называются слэп (удар) и поп (подцеп) соответсвенно. Преимуществнно слэп применяется при игре на бас-гитаре. Также возможен способ звукоизвлечения, когда струна начинает звучать от удара о ладовый порожек при ее резком зажатии. Такой способ звукоизвлечения называется <тэппинг>. При игре тэппингом звукоизвлечение осуществляется обеими руками. Левая рука Левой рукой гитарист обхватывает гриф, опираясь большим пальцем на его тыльную сторону. Остальные пальцы используются для зажимания струн на рабочей поверхности грифа. Пальцы обозначаются и нумеруются следующим образом: 1 - указательный, 2 - средний, 3 - безымянный, 4 - мизинец. Положение кисти руки относительно ладов называется <позиция> и обозначается римской цифрой. Например если гитарист зажимает 2-ю струну 1-м пальцем на 4 ладу, то говорят, что рука находится в IV позиции. Незажатая струна называется <открытая>. Большое барре Струны зажимаются подушечками пальцев, таким образом одним пальцем гитарист имеет возможность зажать одну струну на одном ладу. Исключением является указательный палец, который можно <положить> на гриф <плашмя> и зажать таким образом сразу несколько, или даже все струны на одном ладу. Этот весьма распространенный приём называется <баррэ> (барре). Различают большое баррэ (полное баррэ), когда гитарист зажимает все струны, и малое баррэ (полубаррэ), когда гитарист зажимает меньшее количество струн (вплоть до 2-х). Остальные пальцы во время применения баррэ остаются свободными и могут использоваться для зажатия струн на других ладах. Приёмы Кроме описаной выше основной техники игры на гитаре существуют разнообразные приёмы широко применяемые гитаристами в разных стилях музыки. Арпеджио — последовательное извлечение звуков созвучия. Исполняется путем последовательного защипывания разных струн одним или несколькими пальцами. Арпеджиато — очень юыстрое последовательное извлечение звуков аккорда, расположенные на разных струнах. Тремоло — очень быстрое многократное повторение щипка, без смены ноты. Легато — слитное исполнение нот. На гитаре исполняется с помощью левой руки. Восходящее легато — уже звучащая струна зажимается резким и сильным движением пальца левой руки, звук при этом не успевает прекратиться. Нисходящее легато — палец сдергивается со струны, слегка подцепляя ее при этом. приём «бенд»Бенд (подтяжка) — повышение тона ноты путем поперечного смещения струны по ладовому порожку. В зависимости от опыта гитариста и используемых струн этим приёмом можно повысить извлекаемую ноту на полтора-два тона. Вибрато — периодическое незначительное изменение высоты извлекаемого звука. Исполняется с помощью колебаний кисти левой руки вдоль грифа, при этом изменяется сила нажатия на струну, а также сила ее натяжения и соответственно высота звука. Другой способ исполнить вибрато — последовательное периодическое исполнение приёма «бенд» на небольшую высоту. Глиссандо — плавный переход между нотами. В гитаре возможно между нотами расположенными на одной струне и исполяется перемещая руку из одной позиции в другую не отпуская пальца, прижимающего струну. Стаккато — Котороткое отрывистое звучание нот. Исполняется путем глушения струн правой либо левой рукой. Тамбурин — перкуссионный приём, заключается в постукивании по струнам в районе подставки, пригоден для гитар с полым корпусом, акустических и полуакустических. Гольпеадо — еще один перкуссионный приём, постукивание ногтем среднего пальца по деке акустической гитары, во время игры. Флажолет — заглушение основной гармоники струны путем прикосновения к звучащей струне точно в месте, делящем ее на целое число частей. Различают натуральные флажолеты, исполняемые на открытой струне и искусственные, исполняемые на зажатой струне.
Источник: http://forum.doctus.ru/topic364.html |